22 Августа 2019 г. Нечетная неделя

Кафедра «Машиноведение и основы конструирования»

Кафедра «Машиноведение и основы конструирования» (МиОК) — одна из ведущих по данному направлению. На ней ежегодно обучаются 1000 студентов двух институтов и двух очных и заочных отделений. Студенты изучают как общеинженерные дисциплины (машиноведение и основы конструирования, прикладную механику, вычислительную механику и т.д.), так и специальные (основы теории трения и изнашивания; методы моделирования процессов в трибосистемах; основы проектирования и расчета узлов трения; технология восстановления и упрочнения деталей машин; основы теории смазки и смазочные материалы; техническая эксплуатация и надёжность промышленного оборудования и т.д.).

Кафедра "Машиноведение и основы конструирования" осуществляет приём в 2018 году бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов.

  • Направление подготовки – 15.03.01 «МАШИНОСТРОЕНИЕ»:

    Профиль подготовки бакалавров

    15.03.01_05 «Оборудование и технология повышения износостойкости деталей машин и механизмов»

    Программа подготовки магистров

    15.04.01_14 - «Конструкторско-технологические разработки триботехнического назначения»

    Направленность подготовки аспирантов

    15.06.01_01 (05.02.02) – «Машиноведение, системы приводов и детали машин»

    Направленность подготовки аспирантов

    15.06.01_02 (05.02.04) – «Трение и износ в машинах»

  • Направление подготовки – 22.03.01
    «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ»:

    Программа подготовки магистров

    22.04.01_13 «Трибоматериалове- дение, компьютерное моделирование и технологии управления сроком службы изделий»

    Направленность подготовки аспирантов

    22.06.01_06 (05.16.09) – «Трение и износ в машинах»

    Специализации:

    • — Автоматизация проектирования и повышение надежности узлов трения машин и механизмов.
    • — Современные технологии повышения износостойкости рабочих поверхностей, их ремонт и восстановление.
    • — Компьютерное моделирование и управление процессами в контактных системах (трибосопряжениях).
    • — Маркетинг и менеджмент качества смазок и смазочных материалов.

Кафедра готовит
квалифицированных специалистов, владеющих современными методами исследования контактного взаимодействия в трибосистемах при их работе (эксплуатации), методами прочностных расчетов, проектирования, компьютерного моделирования с помощью современных CAD/CAM пакетов прикладных программ, контроля качества и диагностики трибоузлов машин и оборудования различных отраслей производства, с целью повышения их надежности, срока службы и конкурентоспособности.

Студенты получают фундаментальную подготовку, позволяющую стать наиболее квалифицированными специалистами в данной области; обучаться в ведущих зарубежных вузах; после окончания четвертого курса иметь возможность получить магистерскую подготовку; участвовать в исследовательской работе кафедры; продолжить обучение в аспирантуре и докторантуре.

Выпускники могут работать конструкторами, проектировщиками, технологами, исследователями, экспертами по оценке качества машин и оборудования.

Выпускники работают: исследователями, конструкторами, технологами, проектантами, экспертами по оценке качества машин и оборудования на следующих предприятиях: ОАО «Силовые машины», «Климов», «Арсенал», «Красный октябрь», «Звезда», ЗАО «Завод им. Шаумяна», «Липсия», ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей», НПО «ЦКТИ», ИПМаш РАН, «Фактория ЛС», «Вириал», FMC Kongsberg Subsea AS  и др.

Сегодня показано, что примерно 80-90% отказов машин происходит из-за износа узлов деталей машин и механизмов, а также рабочего инструмента. За полный цикл эксплуатации машин, эксплуатационные затраты связанные с их ремонтом в несколько раз превышают затраты на изготовление новых машин. Также значительные расходы обусловлены недооценкой значимости проблем износостойкости и долговечности машин, как на этапе эксплуатации, так и на этапе их конструкторско-технологической разработки.

Триботехника – современная, быстроразвивающаяся наука управления трением и изнашиванием, повышения надёжности работы подвижных соединений узлов деталей машин и механизмов при контактном взаимодействии, на основе изучения конструкторских, технологических, экономических и трибологических аспектов, охватывающих комплекс вопросов их трения, изнашивания, подбора трибоматериалов, смазок, расчёта и компьютерного моделирования.

Образовательный процесс полностью обеспечен высококвалифици-рованными преподавателями (7 профессоров, д.н., 12 доцентов, к.н.) и материально-технической базой.

Кафедра располагает:

  1. учебно-научными лабораториями:
    • «Проектирование и компьютерное моделирование процессов в трибосистемах»;
    • «Машиноведение и надёжность систем»;
    • «Масла, смазки и смазочные материалы»;
    • «Физико-технологические исследования и электронная микроскопия».
  2. международными научно-образовательными центрами:
    • НОЦ «FMC-Polytechnic» по подготовке специалистов совместно с норвежской фирмой FMC Kongsberg Subsea AS - мировым лидером в области производства оборудования, для подводной добычи нефти и газа;
    • МНОЦ «BaltTribo-Polytechnic» по подготовке специалистов – триботехников совместно с Берлинским Техническим университетом, Германия; Таллиннским университетом технологий, Эстония; Технологическим университетом Александра Стулгинского, Литва.

Контакты

Адрес Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, главный учебный корпус, 3 этаж, каб. 327
Телефон decodeText;
Скотникова Маргарита Александровна
Бахрами Мохаммад Реза

Подробное описание

  • Специальности и дисциплины

    Кафедра готовит квалифицированных специалистов, владеющих современными методами исследования контактного взаимодействия в трибосистемах при их работе (эксплуатации), методами прочностных расчетов, проектирования, компьютерного моделирования с помощью современных CAD/CAM пакетов прикладных программ, контроля качества и диагностики трибоузлов машин и оборудования различных отраслей производства, с целью повышения их надежности, срока службы и конкурентоспособности.

    Специальные дисциплины:

    • — Детали машин и основы конструирования
    • — Экспериментальная механика
    • — Механика деформирования и контактирования твердых тел (на английском языке)
    • — Основы теории смазки и смазочные материалы
    • — Трибодиагностика
    • — Основы теории трения и изнашивания
    • — Триботехническое материаловедение и триботехнологии
    • — Нанотехнологии и наноматериалы в триботехнике
    • — Физико-химические процессы при трении (на английском языке)
    • — Физика технологических процессов в машиностроении
    • — Современные технологии повышения износостойкости, и упрочнения деталей машин
    • — Методы моделирования процессов в трибосистемах
    • — Компьютерное моделирование процессов в трибосистемах
    • — Проектирование в среде Pro/ENGINEER
    • — Проектирование и конструирование изделий с помощью систем автоматизированного проектирования
    • — Теоретические основы разработки полимерных композиционных материалов триботехнического назначения
    • — Теоретические основы современных способов повышения износостойкости и упрочнения деталей машин
    • — Техническая эксплуатация и надёжность промышленного оборудования

Студенты имеют возможность:

  • обучаться в лабораториях и учебных классах, оснащённых современной вычислительной техникой; 
  • получить углублённую подготовку в области экономики и управления, педагогики и психологии, промышленной безопасности и неразрушающего контроля, систем автоматизированного проектирования и компьютерных технологий;
  • им предлагается интересная творческая работа с другими научными лабораториями города и дополнительный скромный заработок;
  • принимать участие в студенческих научно-технических семинарах, выставках, конференциях, в конкурсах грантов. Так, победителями конкурсов в 2006 - 2017 гг. стали студенты: Д.М.Оленин Д.А.Касторский, Т.И.Строкина, Н.А.Крылов, А.А.Ланина, С.С.Сорокина, Е.К.Иванов, Е.А. Оборин, А.В.Пискунов, М.Р. Бахрами, А.А.Москалец, В.В.Медведева и др. (научные руководители проф. М.А.Скотникова, проф В.В.Елисеев);
  • публиковать совместно с преподавателями  свои научные работы у нас в стране и за рубежом;
  • иметь неограниченный доступ для работы в Интернете и поддержания функционирования web-сайта кафедры https://vk.com/immit_miok

Для студентов, владеющих  английским языком практикуются поездки за рубеж для обучения в ведущих зарубежных вузах, для участия в международных конференциях.

Обеспечивается выполнение интересных дипломных работ и далее обучение в аспирантуре на базе полученных знаний и проведения исследований с использованием уникального лабораторного оборудования (оптической металлографии, просвечивающей и растровой электронной микроскопии), проектирования и компьютерного моделирования.

С июня 2006 года, традиционно, защиты дипломных проектов выпускников кафедры проходят в рамках студенческой научно-практической конференции. Одновременно проходит конкурс на лучший дипломный проект «Надежды Трибологии».

Доклады представляются по трем секциям: 

  • Секция 1. «Основы теории трения и изнашивания материалов и их приложения в машиностроении»;
  • Секция 2. «Масла, смазки и смазочные материалы»;
  • Секция 3. «Работа трибосопряжений, их ремонт и восстановление».

На пленарном заседании перед студентами выступают профессора, известные специалисты по триботехнике в Санкт-Петербурге. На секциях обычно заслушивают от 20 до 40 студенческих докладов, определяют лучшие доклады. Победители получают Дипломы I и II степени и ценные подарки.

Трудоустройство и партнеры

Выпускники работают: исследователями, конструкторами, технологами, проектантами, экспертами по оценке качества машин и оборудования на следующих предприятиях: ОАО «Силовые машины», «Климов», «Арсенал», «Красный октябрь», «Звезда», ЗАО «Завод им. Шаумяна», «Липсия», ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей», НПО «ЦКТИ», ИПМаш РАН, «Фактория ЛС», «Вириал», FMC Kongsberg Subsea AS  и др.

Дополнительная информация

Научные направления кафедры

  • «Проектирование и компьютерное моделирование процессов в трибосистемах»

    включает решение вопросов расчета, конструирования, проектирования, оценки прочности и долговечности деталей и компьютерное моделирование узлов трения

    ОПИСАНИЕ

  • «Машиноведение и надёжность систем»

    включает изучение трения и износа в машинах, конструирование и расчет на прочность деталей машин, теорию машин и механизмов, решение вопросов подбора оборудования и технологий для повышения износостойкости и восстановления деталей машин и аппаратов, подбор трущихся материалов, их геометрии, технологии изготовления, с целью повышения контактной прочности и ресурса работы технических объектов

    Cформировалась как научная школа в результате исследований, выполненных в период после Великой отечественной войны под руководством профессоров Н.И. Колчина, В.С. Полякова и Ю.К. Михайлова. По результатам работ защищены более 20 кандидатских и 2 докторские диссертации. Основные результаты исследований нашли отражение в ряде монографий и учебников, среди которых: - Детали машин / Под ред. Н.И. Колчина. М.-Л., 1954; - В.С. Поляков , И.Д. Барбаш. Муфты (конструкции и расчёт). М.-Л., 1955; - Справочник по муфтам /Под ред. В.С. Полякова. Л., 1974; - Ю.К. Михайлов. Муфты с неметаллическими упругими элементами. Теория и расчёт. Л., 1987; - А.А Ашейчик. Детали машин и основы конструирования. Справочные материалы: учебное пособие. СПб.: изд-во СПбПУ, 2014. Под руководством профессора В.С. Полякова разработана теория силового взаимодействия породоразрушающих элементов долот с породой забоя, создан ряд смазочных материалов, повышающих долговечность буров. Результаты исследований, выполненных под руководством профессора Ю.К. Михайлова, легли в основу создания ряда государственных стандартов на конструкцию и основные параметры муфт, в том числе с торообразной резиновой оболочкой. Использование современных методов расчёта напряжённо-деформированного и температурного состояния неметаллических элементов упругих муфт с учётом их реологических свойств позволило обосновать возможность применения резины и резиноподобных эластомеров в качестве конструкционных материалов (С.О. Лазарев, Б.С. Иванов, В.И. Корнилов, В.Л. Полонский, А.А.Ашейчик). Результаты этой работы внедрены на ряде предприятий страны и зарубежных фирм. На основе метода конечных элементов сотрудниками кафедры (Б.С. Иванов, В.И. Корнилов, А.И. Костин) разработаны вычислительные программы для оценки напряжённо-деформированного состояния гибких металлических пластин упругих муфт с пакетом и конструкции муфт, предназначенных для замены зубчатых муфт в Главном турбо-зубчатом агрегате подлодок класса «Тайфун» с целью снижения уровня вибраций и повышения надёжности. На основе исследований червячных передач (В.Н. Комков, Б.К. Герасимов) были получены новые расчётные критерии их нагрузочной способности, что позволило существенно сократить объём стендовых испытаний и рекомендовать замену оловянных бронз менее дефицитными материалами, провести модернизацию ряда серийно выпускаемых червячных редукторов и внедрить в производство новый тип редукторов общемашиностроительного назначения. Группой сотрудников кафедры (В.Т. Щербак, В.И. Егоров, А.П. Тюрин, П.Л.) выполнены исследования надёжности мелкомодульных зубчатых передач приводов автоматики и робототехники. Предложен метод прогнозирования долговечности передач и разработан пакет прикладных программ для оценки показателей надёжности. Результаты этих работ позволили совместно с ЦНИИ РТК и холдинговой компанией «Ленинец» разработать серию многоступенчатых безлюфтовых планетарных приводов. Технические решения защищены 26 авторскими свидетельствами. На кафедре доцентом А.А.Ашейчиком разработан и создан стенд для испытаний материалов на устойчивость к взрывной декомпрессии. Это опасное явление наблюдается при эксплуатации шаровых газовых кранов, клапанов и задвижек с большим условным проходом в момент их открытия, когда за секунды давление уменьшается с десятков или сотен атмосфер до атмосферного. В результате происходит разрушение элементов самой газовой арматуры и трубопроводов, изготовленных из полимеров или эластомеров, а также деталей, имеющих полимерные покрытия. Возможно образование пузырей на поверхности резины или полимера, отслаивание полимерных покрытий, образование каверн внутри материала. Стенд предназначен для испытания композиционных полимерных материалов и резин на устойчивость к взрывной декомпрессии при температурах до 220°С и давлении газа до 150 атм. Скорость сброса давления до 1000 атм в секунду. Объем для размещения образцов 70 см³. Основные результаты исследований нашли отражение в ряде монографий и учебников, среди которых: - А.А.Ашейчик В.Л. Полонский, С.Г.Чулкин. Вычислительная механика. Расчет деталей машин методом конечных элементов: учеб. пособие - СПб.: Изд-во Политехн. университета, 2011; - А.А. Ашейчик, В. Л. Полонский Расчет деталей машин методом конечных элементов / А. А. Ашейчик,. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016; - А.А. Ашейчик. Экспериментальная механика. Определение физико-механических свойств полимеров и эластомеров: Учеб. пособие/ А.А. Ашейчик. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016;

  • «Масла, смазки и смазочные материалы»

    включает изучение и применение (подбор) масел, смазок и смазочных материалов с целью снижения трения и износа в трибосистемах

    Как научная школа берёт своё начало в создании первой в мировой практике специализированной лаборатории трения и смазки, организованной по инициативе профессора В.Л. Кирпичёва и при содействии выдающегося учёного профессора Н.П. Петрова – основоположника гидродинамической теории смазки. Профессором А.Л.Зайцевым, учеником профессора В.Л. Кирпичёва и впоследствии руководителем этой лаборатории был издан четырёхтомник «Основы учения о трении, износе и смазке машин».
    Создан парк установок, что позволяет проводить комплексные исследования трибологических свойств различных пар трения и смазочных материалов. Результаты работ защищены авторскими свидетельствами и отмечены золотыми медалями ВДНХ (Н.К. Сульженко, В.С. Поляков, И.Г. Кручинин, Д.Н. Молчанов, Л.Г. Зуев, А.А.Ашейчик). Большой объём работ выполнен по замене импортных смазочных материалов отечественными, отвечающими специфическим климатическим условиям Сибири и Дальнего Востока. Разработана серия смазочных материалов для подшипников качения, снарядная, предохранительная, для узлов трения АТС, канатов, тяговых цепей, изделий из титана и другие.
    Выполнены исследования подшипников скольжения, работающих в вакууме при граничной смазке (доцент А.А.Ашейчик). Разработан ряд материалов, реализующих в узлах трения режим избирательного переноса (доценты А.А. Ашейчик и В.М. Лебедев), в том числе металлонаполненные фторопласты и цинково-алюминиевый сплав для направляющих металлорежущих станков, металлонаполненные резины для изготовления резиновых манжет и подшипников скольжения. Созданы твёрдосмазочные покрытия на основе мягких металлов для узлов трения в условиях высокого вакуума. Проводятся разработка и исследование смазочных композиций.
    Основные результаты исследований нашли отражение в ряде монографий и учебников, среди которых: - А.А.Ашейчик, В.Л. Полонский Экспериментальное исследование эластомеров и полимеров для нефтяной промышленности: монография. − СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015; - А.А. Ашейчик. Трение и изнашивание в вакууме. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017; - А.А.Ашейчик Экспериментальное исследование композитных материалов для машиностроения / А. А. Ашейчик. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016;

  • «Физико-технологические исследования в зонах динамического контактного взаимодействии деталей с целью повышения их работоспособности»

    включает применение оптической металлографии, просвечивающей и растровой электронной микроскопии, рентгеновского и микрорентгеноспектрального анализа для понимания структурно-фазовых превращений в зонах контактного взаимодействия с целью повышения эффективности технологических процессов.

    На кафедре развивается новое научное направление под руководством профессора М.А.Скотниковой, которая является крупным специалистом в области исследования структурно-фазовых превращений в зонах динамического контактного взаимодействии деталей из титановых сплавов с целью повышения их работоспособности.Это научное направление основано на широком теоретическом и экспериментальном материале, над которым уже 36 лет она работает.
    За это время были созданы приборы, компьютерные программы, разработаны и опробованы методики структурно-фазового и физико-химического анализа отдельных фазовых составляющих машиностроительных материалов с применением химико-спектрального, рентгеноструктурного, микрорентгеноспектрального методов исследования, растровой и просвечивающей электронной микроскопии, ЭВМ. В рамках этого направления в 1988 г. М.А. Скотниковой была создана межкафедральная учебно-научная методическая лаборатория «Физико-технолгических исследований и электронной микроскопии» (ФТИЭМ), научным руководителем которой она является.
    Актуальность выдвинутого научного направления подтверждается выполнением по нему, помимо хоздоговорных, работ в соответствии с Государственной научно-технической программой “Конструкционные матери¬алы со специальными свойствами” (1993-1995г.г.) ГОСКОМВУЗа РФ (Головной Совет МАТИ), н.р. М.А. Скотникова; в рамках личного гранта М.А. Скотниковой по фундаментальным исследованиям в области технологических проблем производства авиакосмической техники (1996-1997г.г.) ГОСКОМВУЗа РФ (Головной Совет МАТИ); в рамках личных Грантов её учеников среди научной молодежи Санкт-Петербурга (1994, 2001, 2002, 2003, 2006, 2007, 2008 г.г.) студентов-дипломников лаборатории ФТИЭМ ПИМаш Д.М.Оленина, Д.А.Касторского, Т.И.Строкиной, Н.А.Крылова, А.А.Ланиной, С.С. Сорокиной, Е.К. Иванова и др. (н.р. М.А.Скотникова); в рамках грантов РФФИ (2003 - 2011 гг.) 03-02-26874-з; №-05-08-65442-а; 07-08-00527-а; 07-08-08055-з; № 08-08-08036-з, 08-08-05022-б; 10-08-00966-а; в рамках Целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" № 2.1.2/1247 (2009-2011г.г.); в рамках Государственных заданий № 7.941.2011 № 188/12-Е (2012г.), № 013301401 (2014-2016 гг.), №.013364701 (2017-2019 гг.)
    По данному направлению профессором М.А.Скотниковой опубликовано 218 научных трудов, из них 2 монографии, 2 учебных и 4 учебно-методических пособий, 5 авторских свидетельства, 3 патента, подготовлено 5 кандидатов наук и 1 докторант. Всего под её руководством выполнено 32 хоздоговорных и госбюджетных НИР.
    Результаты научной работы опубликованы на русском (169) и английском (49 работ) языках в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Белоруссии, Прибалтике, Англии, Индии, Китае, Германии, Японии, Америке. Высокая эффективность исследований и признание коллектива на российском и международном уровнях, подтверждается участием в 38 российских и зарубежных научных конференциях. Только в 2011 году творческий коллектив принял участие в трёх международных Конференциях: 1. 9-ой международной научно-технической конференции «Современные металлические материалы и технологии» (СММТ 11) СПбГПУ, СПб, 22-24 июня 2011, 2. «The 12th World Conference on Titanium» June 19-24, 2011, Beijing, China, 3. «Friction, Wear and Wear Protection» 26.-28. оct 2011, Karlsruhe.

Внеучебная активность

История кафедры.

Кафедра "Детали машин" была создана в 1930 году путем объединения аналогичных кафедр механических факультетов Ленинградского политехнического и технологического институтов при отраслевом машиностроительном институте, заведующим кафедрой был назначен проф. И.А. Стожаров.

С 1938 г. кафедрой заведовал проф. Н.И. Колчин. Под его руководством было коренным образом пересмотрено содержание курса "Детали машин". Н.И.Колчин является научным редактором одного из первых в стране учебников по деталям машин, написанного коллективом авторов - сотрудников кафедры и получившего признание в отечественных вузах и за рубежом.

С 1940 г. до 1977 г. кафедру возглавлял проф. В.С. Поляков, опубликовавший свыше 100 печатных работ и среди них монографии "Клиноременные передачи", "Муфты", "Справочник по муфтам", конспект лекций по курсу деталей машин.
С 1977 г. кафедрой заведовал проф. Ю.К. Михайлов. При его непосредственном участии разработан ряд стандартов на муфты, издана в 1987 г. монография "Муфты с неметаллическими элементами". Проф. Ю.К.Михайлов возглавлял научное направление по экспериментальному и теоретическому исследованию упругих муфт.

Кафедра «Детали машин», 1981 год
Кафедра  «Детали машин», 1987 год

Учебная и научно-исследовательская работа кафедры велась в трех лабораториях: деталей машин, трения и смазки, физики прочности и надежности конструкционных материалов.

Лаборатория деталей машин была создана в 1948 г. (впервые в СССР). Первым заведующим лаборатории был доц. И.Д. Барбаш. Основная научно-исследовательская работа велась в области исследования упругих муфт, работоспособности изделий из эластомеров, червячных передач, повышения надежности и долговечности передач устройств автоматики и робототехники.

Лаборатория трения и смазки была создана в 1903 г. по инициативе профессоров В.Л. Кирпичева и М.А. Шателена. Она была первой лабораторией триботехнических исследований в России. Выполнены исследования антифрикционных свойств различных материалов, износа трибосоединений, разработаны новые смазочные материалы; металлонаполненные полиамидные покрытия, используемые в узлах трения дорожных и строительных машин; созданы новые пластичные металлолакирующие смазки, а также твердые смазочные материалы. Работы коллектива исследователей неоднократно награждались дипломами ВДНХ.

Лаборатория физики прочности и надежности конструкционных материалов была сформирована как межкафедральная в 1987 г. Основой для ее появления послужило создание в ФТИ им. А.Ф.Иоффе филиала кафедры деталей машин. В лаборатории использовались установки по исследованию механики разрушения методами малоугловой дифракции рентгеновских лучей, акустической эмиссии, инфракрасной спектроскопии. Цель исследований - прогноз ресурсов деталей и создание долговечных конструкций.

С 2006 г. по 2012 г. кафедру возглавлял проф. Сергей Георгиевич Чулкин, автор более 120 печатных работ по проблемам триботехники, в том числе 5 монографий. В 2007 г. был организован центр подготовки специалистов совместно с норвежской фирмой FMC. Профессор С.Г. Чулкин стал директором и координатором по формированию Центра FMC-Политехник. В это время кафедра "Детали машин" изменила название на «Машиноведение и детали машин».

Кафедра «Детали машин», 1981 год
Кафедра  «Детали машин», 1987 год

Приказом ректора СПбГПУ № 1020 от 06.12.12 г. кафедры "Машиноведение и детали машин" (ММФ) и "Триботехника" (Институт машиностроения) были объединены в одну - "Машиноведение и основы конструирования". Заведующей объединённой кафедрой была назначена д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Триботехника» с 2006 года, Маргарита Александровна Скотникова, автор более 200 печатных работ по проблемам триботехники, материаловедения и металлофизики, в том числе 2 монографий, 2 учебных и 4 учебно-методических пособий, 5 авторских свидетельств, 3 патентов, 4 программы для IBM, ею подготовлены 6 кандидатов наук.

Кафедра “Триботехника” была организована в самостоятельную структурную единицу в 2006 г., когда получила новые помещения, компьютерный класс, лекционные аудитории в Санкт-Петербургском институте машиностроения.

В июне 2006-го года кафедра была аккредитована, и состоялся выпуск первых 42 специалистов - триботехников. Учебная и научно-исследовательская работа кафедры велась в двух лабораториях кафедры "Компьютерное моделирование процессов в трибосистемах", "Триботехника и надёжность систем" и в межкафедральной лаборатории "Физико-технологические исследования и электронная микроскопия", организованной проф. М.А. Скотниковой в 1988 году.

В период с 2006 по 2012 гг. кафедра “Триботехника” подготовила для машиностроительной отрасли Санкт-Петербурга 185 инженеров-триботехников.

В настоящее время на объединённой кафедре "Машиноведение и основы конструирования" функционируют четыре учебно-научные лаборатории: