19 Апреля 2024 г. Нечетная неделя

Династия Пузыня

Нет в нашей стране такой семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. Многие сотрудники и студенты Политеха стали участниками страшных событий, о которых нельзя забывать. Политехники-фронтовики и труженики тыла работали самоотверженно, не замечая усталости и невыносимо тяжёлых условий. Один из них — инженер-конструктор танков Парфён Семёнович Пузыня, выпускник Ленинградского индустриального института 1933 года. В годы войны он обеспечил надежность ходовой части Т-34. Его сын и внук тоже стали политехниками. Историю своей семьи рассказали Валентин Парфёнович и Сергей Валентинович.

СВ: Первым политехником стал мой дедушка Парфён Семёнович Пузыня. Он родился 22 февраля 1906 года по новому стилю в многодетной крестьянской семье в деревне Горка Себежского уезда Витебской губернии, теперь это Псковская область. Работал в поле, подростком помогал кузнецу. По рекомендации местной комсомольской организации в конце 1920-х годов уехал в Ленинград.

В 1929 году П. С. Пузыня поступил на рабфак при Технологическом институте, в том же году стал студентом механического факультета. При реорганизации оказался в Ленинградском машиностроительном институте, который вошёл в состав ЛИИ.

ВП: В 1933 году мой папа окончил механический факультет, сейчас это Институт машиностроения, материалов и транспорта, по специальности «Автомобили и тракторы». В студенческие годы женился на Матрёне Евлампиевне из той же деревни Горка, которая работала учителем. Папа тепло вспоминал о своих преподавателях. Академик АН СССР, профессор Владимир Александрович Кистяковский увлекательно рассказывал о химических процессах. Заведующий кафедрой «Автомобили и тракторы» профессор Аркадий Дмитриевич Халкиопов уделял большой внимание практической подготовке будущих инженеров.

После окончания вуза Парфён Семёнович на заводе «Красный Путиловец» создаёт и совершенствует тракторы, решает вопросы повышения производительности машин, работает с широкозахватными навесными орудиями, проектирует первые советские гусеничные пропашные тракторы. Активно участвует в проектировании и испытаниях тракторов «Кировец» Д-35. Его исследования и выводы находились в расчётной группе СКБ-2 и использовались при решении аналогичных задач как методические пособия.

С начала 1930-х годов на Кировском заводе начали проектировать танки КВ («Клим Ворошилов»). В 1938 году СКБ-2 назначено головным разработчиком тяжелых танков, и П. С. Пузыня занимается разработками в области танковых двигателей и трансмиссий.

ВП: В те годы наша семья получила от Кировского завода две комнаты в коммунальной квартире в доме специалистов на проспекте Стачек, дом 9. Там 27 июня 1937 года родился я.

В годы Великой Отечественной войны началось серийное производство танков КВ, и были созданы условия для ремонта техники, приходящей с фронта. Более 15000 кировцев с семьями перебрались из блокированного Ленинграда в Челябинск и Свердловск. В октябре 1941 года Парфёна Семёновича командировали на Челябинский тракторный завод, который был переименован в Челябинский Кировский завод наркомата танковой промышленности.

СВ: Всю войну Парфён Семёнович работал в КБ, который возглавлял директор завода, «король танков» Исаак Моисеевич Зальцман. Дедушка участвовал в производстве танков серий Т-34, ИС, самоходных артиллерийских установок СУ-154. В 1943 году за образцовое выполнение задания Правительства по выпуску танков, дизелей и бронекорпусов Парфён Семёнович награждён медалью «За трудовую доблесть».

Парфён Пузыня первым рассчитал, сконструировал и внедрил планетарную передачу для танков Т-34. Танк получил два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами. Это позволило поднять общую надёжность трансмиссий танков Т-34, а в дальнейшем — и танков серии ИС. Технологи и конструкторы трудились с 9 утра до 10 часов вечера ежедневно. Многие неделями не уходили домой, спали тут же в бюро.

Выполняя эти работы, П. С. Пузыня активно сотрудничал с ЛПИ. Так, учёные Политеха подобрали смазочное масло с оптимальной вязкостью, что существенно увеличило надёжность планетарной передачи и трансмиссии в целом. В СКБ-2 также трудились политехники. Например, начальником КБ-34 был выпускник ЛПИ 1934 года Леонид Ефимович Сычёв, инженер-конструктор, лауреат Сталинской премии.

За образцовое выполнение задания Правительства по усовершенствованию конструкции и улучшению боевых качеств танков Т-34 и достигнутые успехи в создании отличной боевой машины для Красной армии в 1944 году Парфёна Семёновича наградили орденом «Трудового Красного знамени». А за работу в годы Великой Отечественной войны П. С. Пузыня получил медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в войне 1941-1945 гг.».

После войны КБ вернулось в Ленинград. В марте 1945 года Парфён Семёнович становится начальником конструкторской группы, с сентября 1947 — заместителем начальника КБ, а через два года — начальником КБ ВНИИ 100. В этот период он совершенствует танковые трансмиссии, трансмиссии трелевочного трактора КТ-12, внедряет планетарную передачу.

ВП: В конце 1940-х годов была поставлена задача создать судовую паровую машину для нужд Военно-морского флота. Для этого по инициативе отца была создана группа инженеров. Папа снял комнату в соседней парадной в доме, где мы жили. Туда привезли кульманы и столы, и по вечерам, сверх рабочего времени, трудилась группа конструкторов под руководством отца. Моя комната располагалась через кирпичную стену от их рабочего помещения, и мы с отцом порой перестукивались.

Все участники этого проекта стали лауреатами Государственной премии, кроме отца. В апреле 1950 года его арестовали по ложному доносу и осудили на десять лет. Через пять лет папу освободили, полностью реабилитировали и восстановили во всех правах.

После этого Парфён Семёнович работал главным конструктором Ленинградского опытно-конструкторского бюро Госкомитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению, основной задачей которого была автоматизация производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства. Совместно с Госпланом СССР он инициировал решение прекратить производство устаревших машин, приборов, средств автоматизации и промышленной электроники, а также поставить на серийное производство новые образцы средств автоматизации.

СВ: В 1966 году Парфён Семёнович вышел на пенсию, он любил проводить время на даче, гулял в парках Петергофа, Александрии и Знаменки. Он досконально знал историю парков и дворцов не только Петергофа, но и Ораниенбаума и Павловска.

ВП: Много моих детских воспоминаний связано с послевоенным Петергофом и его парками. Наша семья часто гостила в домике садовника парков Петергофа, потому что им был двоюродный брат моей мамы Андрей Мефодьевич Синицын. Домик садовника стоит и сейчас. Именно Андрей Мефодьевич возрождал после войны цветочные украшения Большого каскада, приводил в порядок липы, дубы и березы Нижнего парка, устроил великолепный яблоневый сад в парке Знаменского дворца. Я помогал во всех его делах.

В школе Валентин Пузыня собирал альбомы автомобилей, самолетов, локомотивов и, конечно же — танков. Точнее, это были даже не альбомы, а вырезки из газет и журналов с фотографиями техники и статьями. Валентин Парфёнович видел, как инженеры работают, обсуждают решение сложных конструкторских задач. Вопрос о выборе института даже не возникал — уже в средней школе он хотел поступать только в Политех. После окончания школы самостоятельно и без подготовительных курсов успешно сдал экзамены, и его зачислили на кафедру компрессорных холодильных машин и установок Энергомашиностроительного факультета.

Кафедру компрессоростроения возглавлял однокурсник П. С. Пузыни — д. т. н. доцент Семён Ефремович Захаренко, позднее декан Энергомашиностроительного факультета. А лабораторией компрессорных машин заведовал профессор Константин Иванович Страхович, читавший лекции и Парфёну Семёновичу, и его сыну.

ВП: На первом курсе мне запомнился экзамен по химии. Для ускорения процесса профессор задавал вопросы по очереди сразу двум студентам. Я отвечал вместе с другом Марком Холиным. Выслушав наши ответы, профессор сказал: «Девять баллов на двоих». Мы поделили по-дружески: по четыре балла каждому.

Кафедрой электротехники заведовал выпускник ЛПИ, доцент Владимир Станиславович Равдоник. Всегда элегантный, в безукоризненном костюме, белоснежной накрахмаленной рубашке и галстуке, он производил большое впечатление на студентов. Если кто-то из нас приходил в аудиторию аккуратно и нарядно одетый, друзья говорили ему в качестве комплимента: «Ты сегодня как Равдоник!»

В студенческие годы мы учились, ходили в кино, пели популярную тогда песню «Мишка, мишка, где твоя улыбка...». В летние месяцы мы строили свинарник в Осьминском районе, убирали урожай в деревне Бирилюссы Красноярского края. С первого курса я занимался в баскетбольной секции, сдавал нормы ГТО.

После окончании института, весной 1961 года Валентин Парфёнович устроился работать на завод «Красный автоген № 2» в Ленинграде, начальником смены. Первый рабочий день пришелся на 12 апреля 1961 года.

ВП: Я навсегда запомнил атмосферу радости и воодушевления после новости о полёте Гагарина в космос. На улицах работали динамики, на Невском у Гостиного двора люди, кричали, обнимались.

СП: С тех пор 12 апреля в нашей семье — особенный день.

В августе 1964 года В. П. Пузыню пригласили на должность инженера на родную кафедру в ЛПИ, через год он стал аспирантом под руководством доцента Владимира Алексеевича Дмитревского. Занимался доводкой опытного образца свободно-поршневого компрессора ДК-25 для обеспечения сжатым воздухом подводных лодок.

ВП: В 1969 году я перешел на кафедру холодильных машин Ленинградского технологического института холодильной промышленности. Там встретил свою любимую —Валентину Александровну Усачёву, также работавшую младшим научным сотрудником. В марте 1971 года мы поженились. В июне 1973 года родился сын — будущий политехник, Сергей Валентинович Пузыня.

В 1975 год В. П. Пузыня устроился в ЦНИИ технологии судостроения (ЦНИИТС), где прошёл путь от ведущего инженера конструкторского отдела до руководителя группы качества объединения. Он разработал и сдал в эксплуатацию комплексную систему управления качеством продукции судостроительной отрасли, сформулировал более 35 стандартов отрасли, а его предложения в сфере конструкторско-технологических решений, обеспечивающих ресурсосбережение при постройке судов, были отмечены отраслевой почетной грамотой от ВНТО судостроительной промышленности им. академика Крылова.

ВП: Также я преподавал в Институте повышения квалификации работников судостроения, был руководителем и рецензентом дипломных работ студентов. В обеденное время мы регулярно играли в шахматы, однажды с сеансом одновременной игры приезжал гроссмейстер Виктор Львович Корчной, мне даже удалось сыграть с ним вничью.

В 1990 году Валентин Парфёнович внедрил искробезопасный электроинструмент с устройством автоматического отключения на Адмиралтейских верфях — взамен широко распространенного тогда пневмоинструмента, разработал воздушные эжекторные установки и высоконапорные системы вентиляции при постройке судов.

ВП: Все конструкторско-технологические решения, которыми я занимался в ЦНИИТС, касались, как сейчас принято говорить, инновационных для того времени разработок и выполнялись в рамках соответствующих программ Министерства судостроения СССР. Соответственно, и эффект от внедрения разработок и применения стандартов касался всей судостроительной отрасли.

Валентин Парфёнович вышел на пенсию 13 апреля 2002 года, имея стаж 41 год и 1 день. Кроме многочисленных отраслевых наград и поощрений награждён медалями «300 лет Российскому флоту» и «Ветеран труда». За одну из разработок по энергосбережению в судостроении награждён серебряной медалью ВДНХ СССР. На пенсии занимается любимыми делами — живописью и историей Петергофа.

Как и отец, Сергей Валентинович решил вопрос с поступлением ещё в школе. Окончив в 1990 году физико-математическую школу № 344, С. В. Пузыня стал студентом факультета технической кибернетики ЛПИ.

СВ: Для выбора специальности хватило одного дня открытых дверей — кафедра систем автоматизированного проектирования произвела сильное впечатление, потому что совмещала компьютерные технологии и инженерно-конструкторскую деятельность.

Заведовал кафедрой САПР лауреат Ленинской премии, профессор, д. т. н. Анатолий Михайлович Яшин — разработчик системы измерения траектории параметров летательных аппаратов и ЭВМ «Кварц», автор первой отечественной системы автоматизированного управления ракетными войсками стратегического назначения. Все эти работы выполнялись для обеспечения полета Ю. А. Гагарина и искусственных спутников Земли.

На кафедре САПР был собран коллектив блестящих учёных и преподавателей, ключевых исполнителей космических проектов Т. Н. Соколова и ОКБ «Импульс». У студентов Политеха была возможность учиться у преподавателей, которые разрабатывали новые ЦВМ, начиная от архитектуры и заканчивая реализацией принятых архитектурных решений, выполняли настройку ЦВМ «Кварц» на заводе и ввод в эксплуатацию на измерительных пунктах от Байконура до Камчатки.

СВ: От идей о необходимости создания ЦВМ для траекторных измерений орбит искусственных спутников Земли до выпуска заводом первой серии прошло всего полтора года. Это действительно уникальное достижение! Политехники внесли важнейший вклад в нашу космическую программу. Наличие системы корректировки траектории стало одним из ключевых решений, обеспечивших успешный запуск искусственного спутника Земли с человеком на борту. На советском космическом корабле-спутнике «Восток» лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин совершил полёт вокруг Земли. И для меня было большой честью учиться у таких преподавателей.

Он вспоминает, что первые два семестра дались непросто из-за объема и сложности базовых предметов. И уже тогда поражало умение преподавателей Политеха рассказывать о сложных вещах простым и понятным языком.

СВ: Особенное впечатление произвели лекции по высшей математике, которые Николай Николаевич Петров читал просто виртуозно. Он ни разу за четыре семестра не пришёл на лекции с записями. Все самые сложные формулы и доказательства приводились им непосредственно на доске, сразу «набело», без единой помарки. Фёдор Анатольевич Васильев читал нам курс «Архитектура ЭВМ». Он разрабатывал ЦВМ «Кварц» с нуля, и это произвело на меня огромное впечатление. Благодаря Анатолию Михайловичу Яшину уже с первого семестра мы регулярно посещали легендарное НПО «Импульс», видели практическую работу систем автоматизированного проектирования при производстве печатных плат.

Кроме «классических» курсов по математике, математическому моделированию, архитектуре ЭВМ, теории и технологии программирования, теории баз данных студенты узнавали о машинной графике, искусственном интеллекте, нейронных сетях. После третьего курса учёба стала подкрепляться практическими задачами на предприятиях Петербурга.

В начале 1995 года Сергея Пузыню включили в число восьми студентов, которые будут проходить практику в Техническом университете Hamburg-Harburg (TU HH), в Гамбурге. Он начал писать свою дипломную работу в центре Политехник-DEC под руководством Александра Юрьевича Глебовского и охотно согласился поработать вместе с коллегами из Германии.

СВ: Хочется сказать отдельное спасибо нашему отделу по внешним связям и Николаю Павловичу Шаплыгину лично за организацию нашей поездки. Отправились в Германию мы на морском пароме «Анна Каренина» по маршруту Санкт-Петербург-Киль. Многопалубное судно с зимним садом произвело на нас огромное впечатление. Целый месяц мы жили в Гамбурге в семьях. В TU HH мы получили задания и работали над ними. Параллельно каждый представил результаты своих исследований за прошедший год. Моя дипломная работа по распознаванию текстов вызвала интерес у немецких коллег, и уже после поездки я получил предложение поступить в аспирантуру TU HH. Но в итоге я поступил на родную кафедру к Анатолию Михайловичу Яшину.

Трудовая деятельность Сергея Пузыни началась в МП «БИТ», куда он пришёл разработчиком и консультантом по внедрению системы управления ресурсами предприятия. Одновременно учился в аспирантуре, занимался преподавательской деятельностью, читал курсы по операционным системам и машинной графике. Машинная графика стала темой кандидатской диссертацией, которая называлась «Управление качеством визуализации в САПР» и была связана с оптимизацией использования вычислительных ресурсов и графического конвейера для построения реалистичных изображений в режиме реального времени. В декабре 1999 года диссертационный Совет СПбПУ принял решение присвоить ученую степень «кандидат технических наук», и Сергей Валентинович стал доцентом факультета повышения квалификации Политеха.

СВ: К этому времени я уже работал консультантом по базису в компании SAP. А с 2005 года сосредоточился на профессиональной деятельности по внедрению решений SAP. Несмотря на это, связь с Политехом в дальнейшем не прекращалась. В рамках сотрудничества SAP и СПбПУ был создан академический центр компетенции Политехник-SAP (директор — Никита Михайлович Головин), проводилось обучение студентов, организовывались совместные семинары. Выпускники Политеха часто выбирали SAP для начала трудовой деятельности в качестве стажёров и оставались работать после успешного прохождения программы.

С 2006 года С. В. Пузыня жил в Москве, был консультантом, потом консалтинг-менеджером по корпоративной архитектуре (SAP EAF/TOGAF) и управлению основными данными (MDM/MDG). Специалисты SAP работали с крупнейшими компаниями в нефтегазовой, металлургической, энергетической, транспортной и других отраслях нашей промышленности. В 2007 году группа С. В. Пузыни была признана лучшей консалтинговой командой в регионе EMEA. Вскоре Сергей Валентинович стал отвечать за программы премиальной поддержки MaxAttention в компаниях «Газпром» и «Транснефть».

СВ: Дальнейшее логическое развитие карьеры привело меня к переезду в Германию в 2017 году, где я и продолжаю работу в компании SAP в роли архитектора технологических решений SAP. Оценивая свой профессиональный путь, я делаю вывод, что именно подготовка и знания, полученные в Политехе, позволили мне и многим моим одногруппникам успешно работать по специальности в самых крупных российских и международных компаниях. Когда я приезжаю в Россию, мы с папой всегда заходим в родной вуз, чтобы погулять по любимому кампусу и пообщаться с преподавателями.

ВП: И я хотел бы поблагодарить профессоров и преподавателей Политеха за универсализм и широту полученных знаний, что позволило мне работать в различных сферах деятельности — заниматься конструкторской работой, научными исследованиями, эксплуатацией, стандартами качества технологических работ, экономикой судостроения. Порой я пишу стихи, многие из которых посвящены любимому Политеху.

Песня политехников

Белеет корпус Главного здания

Сквозь сосен стройные ряды,

Сквозь годы и расстояния,

Политехнический, тобою мы горды.

Ты дал нам знаний факел яркий

Чтобы светил он нам в пути

И в жизни сложной и превратной

Нам помогал вперед идти.

Тебе глубоко благодарны

И помним о тебе всегда.

Свою родную alma-mater

Не позабудем никогда.

Сияй же Политех и здравствуй!

Учи студентов и готовь учёных!

Ты в нашем сердце навсегда,

Да здравствуют студенчества года!

Специалист по связям с общественностью Ольга Людникова, Отдел новостного портала

Материал взят с портала Media Политех