28 Ноября 2024 г. Нечетная неделя

Эксперты ТУ Грац рассказали о проектном студенческом марафоне по сварке

Международные проектные студенческие марафоны – явление новое не только в России, но и за рубежом. Их цель – объединение молодых ученых из разных стран, развитие студенческих обменов и получение новых научно-исследовательских результатов. Вместе с Технологическим университетом Граца (ТУ Грац; Австрия) Политех реализует шесть проектов в рамках международного студенческого марафона. Группы студентов курируют российские и зарубежные эксперты – профессора и молодые ученые.

Почему проектный студенческий марафон – выход из зоны комфорта? Какие перспективы ждут их участников в будущем? В чем уникальность подобного рода проектов? Об этом и не только рассказали международным службам СПбПУ профессора ТУ Грац Норберт ЭНЗИНГЕР и Серджио АМАНЧИО, которые являются кураторами проектного студенческого марафона по сварке со стороны Австрии.

- Норберт, Серджио, расскажите, участвовали ли вы в проектных студенческих марафонах раньше?

Норберт: Международный студенческий марафон – новый опыт не только для студентов, но и для нас, профессоров. С другими университетами мы ничего подобного еще не практиковали.

Серджио: Это новый и интересный опыт для всех нас. Тему для марафона мы обсуждали еще прошлой зимой, в итоге выбрали направление, интересное и актуальное для обоих университетов.

- Почему студенты участвуют в марафоне?

Серджио: Здесь целый ряд преимуществ. Студенты учатся взаимодействовать друг с другом в рамках одного проекта как команда. Они общаются со специалистами мирового уровня. Это уникальная возможность увидеть, как строится работа в других лабораториях. И, конечно, культурная составляющая: студенты знакомятся с новой страной, видят сходства и различия других культур.

Норберт: Не все студенты имеют возможность каждый день работать в лаборатории. А если по окончании вуза они хотят продолжить развиваться в научном направлении, проектный марафон станет идеальной возможностью погрузиться в мир науки и исследований. Некоторые научные контакты я установил во время визитов в другие лаборатории. Я не знал, чем эти люди будут заниматься потом, и я не знаю, как будут развиваться наши студенты. Но есть вероятность, что спустя много лет они встретятся снова – например, как академические партнеры. И будет здорово, если к тому времени у них будет такая общая история.

- На каком языке вы общаетесь в рамках марафона?

Серджио: Общий язык у нас – английский. Для некоторых студентов проектный марафон – это еще и возможность улучшить свои языковые навыки.

Норберт: Иногда при работе с аспирантами, которые часть времени учатся в Австрии, мы говорим по-немецки. Кстати, в СПбПУ с момента моего первого визита многое изменилось: в этот раз я часто слышу в вашем университете немецкую речь. Бывает, некоторые технические аспекты проще объяснить на языке схем или специализированных терминов, которые понятны и без знания языка.

- Что планируете достичь в рамках проектного марафона?

Норберт: В рамках этого марафона работают несколько групп студентов. Одна группа изучает лазерную сварку металлов – ей руководит Ольга КЛИМОВА-КОРСМИК. Группа, которую со стороны ТУ Грац курируем мы, а со стороны Политеха – ведущий научный сотрудник Лаборатории легких материалов и конструкций Антон НАУМОВ, изучает сварку трением с перемешиванием. Наша главная цель – дать студентам базовые знания по этим технологиям и навыки, необходимые для понимания основ материаловедения. В будущем, возможно, мы подготовим несколько совместных публикаций.

Серджио: В Политехе есть оборудование по сварке трением с перемешиванием, которого нет у нас в ТУ Грац. Оно уникально. Мы попробуем сравнить результаты работы на нем с нашими технологиями, и, возможно, по полученным результатам сделаем совместные публикации.

- А что должны будут сделать студенты?

Норберт: В марафоне участвуют студенты разного уровня подготовки – и магистры, и аспиранты. Мы не ждем прорывных результатов, поскольку проектный марафон – это в первую очередь процесс обучения. Задача минимум – подготовить отчет о проделанной работе и презентацию. Все это студенты сделают на последнем этапе марафона.

Серджио: Студенты проводят эксперименты по сварке. Скоро мы ждем их в ТУ Грац, где ребята также проведут серию экспериментов. После этого они отправятся готовить доклады и итоговую презентацию. На это у них будет месяц. В самом конце проекта команда вернется в Россию, и представит свои результаты.

- Как выбирали участников для марафона?

Норберт: Мы смотрели на такие качества, как трудолюбие, увлеченность своим делом. У всех участников проекта – горящие глаза и горячее сердце.

Серджио: Возможно, благодаря такой самоотдаче команда сделает больше, чем просто доклад и презентацию. И тогда ее результат станет отправной точкой для другого масштабного проекта.

- Как вы руководите проектной группой?

Норберт: Мы делимся своим опытом, подсказываем, какие материалы студенты могут использовать в работе, какую литературу могут дополнительно изучить. Не говорим: «Вы должны сделать строго то и это», а предлагаем самостоятельно принять решение. Давать студентам свободу, но одновременно поддержку – очень важно. Мы первыми читаем их заметки для отчетов и презентаций, обеспечиваем обратную связь.

Серджио: Дать студентам свободу не означает оставить их в одиночестве. Это значит оставить дверь открытой. Если у них возникают вопросы, они всегда могут обратиться к нам.

- Мудрый подход! Сколько времени вы уже преподаете?

Норберт: Я преподаю порядка 20 лет, из них в роли профессора – около 12. Впервые я начал работать в лаборатории, когда сам был студентом. Понимание, что это – мое, пришло быстро. Я недолго проработал в промышленности, и вернулся обратно в университет, где продолжил учиться в аспирантуре. Так получилось, что в процессе я начал работать со студентами. Помогал, давал советы и небольшие задания. Со временем я осознал, что мне нравится делиться со студентами опытом и знаниями. Тогда же пришло понимание, что настанет день, когда я стану профессором.

Серджио: Я преподаю почти 10 лет. Всегда любил сложные задачи. Когда я был студентом, у меня был преподаватель, который находился в тесном контакте с промышленностью, и решал много технических задач. Именно он «заразил» меня этим направлением. Сначала он делегировал мне небольшие задания. Со временем мой опыт рос, я сам стал куратором других студентов, и, таким образом, дорос до должности, на которой я сейчас. Я по-прежнему люблю решать задачи, которые ставят промышленные партнеры, делиться опытом со студентами, учить и направлять их, а также взаимодействовать с промышленными и академическими коллегами.

- Коллеги, благодарим за интересное интервью! Желаем продуктивной проектной деятельности и новых открытий!

Подготовлено международными службами СПбПУ