«Алебарда — его верная спутница на полях реконструкторских сражений». «Молодой гений длиннодревкового оружия». «Этот мальчишка глядит с высоты почти двухметрового роста на копошащихся внизу соперников и улыбается». «Только истинно отважный воин мог бросить вызов этому демону с ангельской улыбкой».
Таким на «поле боя» предстаёт выпускник Института машиностроения, материалов и транспорта 2019 года Ярослав Русанов, сильнейший алебардист в мире, завоевавший золото турнира «Битва наций». Добродушный вид Ярослава способен ввести в заблуждение любого, но не тех, кто оказался в поединке с этим умелым рыцарем. А ведь первые шаги в исторической реконструкции боёв Ярослав сделал во время учёбы в Политехническом университете. Он стоял у истоков создания средневекового отделения ВИК «Наш Политех».
— Ярослав, расскажите о себе.
Я родился и вырос в пригороде Санкт-Петербурга — Сосновом Бору, который знаменит предприятием ЛАЭС. Отец с детства привил мне любовь к спорту. Я занимался борьбой дзюдо с 6 до 12 лет, потом несколько лет — бильярдом. Отец даже задумывался отдать меня на бальные танцы (смеётся). В университете играл в баскетбол.
— Почему вы поступили в СПбПУ?
Моя мать, Вера Борисовна Капустина, окончила Политех, училась на механико-машиностроительном факультете, на кафедре «Обработка металлов давлением». Я с детства проявлял способности к пониманию работы механизмов, мне легко давались естественнонаучные дисциплины. Поэтому выбрал университет с сильным механическим факультетом. Помню, что при подаче документов меня сильно впечатлило Главное здание и кампус. Как в кино: дворец среди парка.
— Каким было ваше студенчество?
Нельзя сказать, что я был прилежным студентом. Иногда получал и тройки. С другой стороны, бакалавриат я окончил без особых проблем.
— Вы работаете по специальности?
Да, я инженер-технолог по браку на заводе «Диаконт». Я придумываю, как можно спасти детали с отклонениями, и выясняю, что стало их причиной. Компания производит приводы, промышленную и военную видеоаппаратуру. Среди моих коллег много выпускников Политеха.
— Как вам удаётся успешно совмещать работу инженера и тренировки, турниры?
Это несложно, особенно учитывая, что тренировок-то на самом деле немного. Четыре занятия в неделю оставляют достаточно времени для чего угодно. Мне не приходится чем-то жертвовать. Ты не сможешь пожертвовать радостью жизни ради тренировок, если именно в них радость и есть.
— В вузе вы серьезно погрузились в деятельность военно-исторического клуба «Наш Политех». Расскажите подробнее об этом.
В школьные годы я пытался заниматься ролевыми играми, носить доспехи, сражаться на мечах и участвовать в лихих приключениях. Уж не знаю как, но в первые месяцы учёбы в СПбПУ меня нашли ребята, которые собирали политехников в ролевой кружок. Само собой, я к ним присоединился. Можно сказать, я стоял у истоков нынешнего направления средневековья ВИК «Наш Политех». Примерно через полгода существования нашего кружка мы договорились с руководством клуба о присоединении к нему в статусе отдельного направления.
— Вы поддерживаете связь с ребятами из средневекового направления Политеха? Я видела вас на фестивале для первокурсников в этом году.
Сейчас «у руля» отделения стоит Антон Михайлов, которого я учил фехтовать (Смеётся.). Мы до сих пор поддерживаем связь и даже иногда выступаем на некоторых мероприятиях в одной команде, а с недавних пор и работаем вместе. Я продолжаю участвовать в организации тематических станций на разных мероприятиях. Но в основном помогаю расширять направление: ищу новых людей, провожу тренировки, собираю команды для событий средневекового толка. Очевидно, что среди политехников интерес к средневековому направлению растёт. Когда я пришёл в клуб, там было два человека и один доспех на всех. Сейчас число участников увеличивается с каждым годом, материальная база расширяется. Конечно, это радует.
— Наверное, вы с детства увлекались историей?
Меня никогда не интересовала история как чтение книг или просмотр передач, но всегда тянула эстетика доспехов и в первую очередь сражений. Знания каких-то исторических фактов просто прилагаются к предметам, которые часто держишь в руках. Так история изучается пассивно. Прилагать усилия, чтоб становиться техничнее, сильнее и быстрее, а потом проверять свои умения на деле — именно это до сих пор влечёт меня.
— Какими были ваши первые шаги в историческом средневековом бое?
Если вспомнить самое детство, то на улице рубил палкой крапиву, играл в джедаев и хотел стать викингом (Смеётся.). А если серьёзно, то любое дело — это пройденный путь. И мой путь как бойца исторических средневековых боёв довольно классический. От ролевых игр без систематики занятий я пришёл к ролевым играм с более осознанным подходом, а после — к спортивному подходу и средневековым боям. Сейчас я вхожу в титулованную команду Санкт-Петербурга «Старые друзья», она представляет собой местное отделение клуба исторической реконструкции «Берн». Команда существует с 2014 года, входит в пятёрку сильнейших в России. «Старые друзья» — неоднократные победители и призёры турниров в России и Европе.
— Расскажите подробнее, что же представляет исторический средневековый бой.
Это молодой вид спорта, родившийся в начале 2000 годов, где бойцы сражаются облачёнными в копии средневековых доспехов. Можно сказать, что это современное единоборство. Основное отличие в том, что ИСБ — это командный спорт и, на мой взгляд, единственно возможный способ реализовать бой в полную силу между двумя командами так, чтобы не было травм. Также ИСБ очень гибкий в плане номинаций. С одними и теми же комплектами доспехов можно выступать как в командных номинациях разной численности (три на три, пять на пять, 12 на 12, 150 на 150 и выше), так и в дуэльных боях.
— Почему из всех видов оружия вас привлекла алебарда?
Мой выбор в этом вопросе был весьма пассивен и заключался в том, что я не стал сопротивляться. Тренер нашёл меня на ролевой «войнушке» и сказал, что такому, как я, надо учиться владеть алебардой. Я подумал, что ему виднее. Когда я стал быстро прогрессировать, понял, что не ошибся, поверив ему.
— В течение года проводятся разные турниры и соревнования по ИСБ по всей России и за её пределами. Назовите, пожалуйста, самые яркие мероприятия, на которых вы выступали.
Самые масштабные и крутые соревнования — это все турниры в рамках фестивалей «Рекон» в Петербурге и «Слёт ИСБ России» в Выборге. Они длятся по несколько дней, каждый день посвящён разным номинациям. Это настоящее торжество физического и духовного противостояния могучих людей, закованных в доспехи.
— В 2019 году вы стали сильнейшим алебардистом в мире, завоевав золото «Битвы наций» в поединках на древковом вооружении. Много раз вы были удостоены звания «Лучший боец» в российских и международных турнирах. Какое достижение наиболее ценное для вас?
Так как наше движение довольно мало, то и достижения у нас весьма локальные. Нет градаций вроде КМС, МС и прочего. Наш спорт пока не официальный. Мероприятие «Битва наций» является по сути чемпионатом мира. Туда заявляются сборные многих стран, последний раз их было около 70, и соревнуются в нескольких номинациях. Это и дуэльные номинации на разнообразном оружии с разной системой правил, и командные «рубки» различной численности. Последний раз «Битва наций» проходила в 2019 году. В номинации «Дуэли на алебардах» я стал чемпионом. Думаю, на данный момент эта победа — единственное достижение достаточно славное, чтобы о нём пусть не часто, но слышали даже за пределами общества самих ИСБшников.
— С появлением ИСБ в вашей жизни вы перестали заниматься ролевым движением?
Нет, порой участвую в играх. Я не фанат эскапизма, поэтому выбираю роль и занятие на игре так, чтобы оставаться максимально собой и принимать решения согласно своей логике. Предпочитаю персонажей с минимальным количеством мировоззренческих ограничений: воины, разбойники, наёмники и т. п. Ни мне, ни моим друзьям не нравятся социальные игры, нам нужны живые приключения. Разгадать загадку, победить врагов, уйти с победой — такое мы любим, способны это осуществить, мы в этом хороши. Игры могут быть по разным эпохам и вселенным (историческим или фэнтезийным). Прелесть в том, что бандит, наёмник и им подобные везде выглядят весьма похоже, поэтому базовый костюм усреднённого средневекового мордоворота с небольшими изменениями подходит для всех игр. Самый интересный момент подготовки заключается в собрании команды перед игрой. Мы проводим мозговой штурм, обсуждаем, каких целей хотим добиться: украсть боевой штандарт из крепости врага, перебить свиту злодея и предать его суду, на месте, ясное дело, провернуть хитрую аферу и завладеть городской казной и т. д.
— Вернёмся к историческому бою. Какие у вас доспехи, сколько они весят?
Все доспехи для ИСБ пластинчатые, большей частью относятся к Европе XIV века. Как я говорил выше, ИСБ — это спорт, а значит, нужны достижения, поэтому наши доспехи оптимизируются. Сейчас многие элементы делаются из титана для снижения массы. Но даже с учётом этого мой доспех весит около 32 килограммов. Плюс шлем — шесть килограммов.
— То есть, вы сражаетесь в многочасовых мероприятиях с грузом в почти 40 кг?
Ну да, это тяжело. Но благодаря тренировкам я вынослив и силён.
— Насколько чувствительны удары даже в защите? Много синяков и ссадин приходится залечивать после турниров?
Современные доспехи дают очень хорошую защиту. Нанести какой-либо урон человеку весьма непросто. Увечья, серьёзней синяков, бывают довольно редко. Многое зависит от твоей роли на поле. Воины, которые стоят ближе к краю (борту) ристалища, получают гораздо больше ударов, чем те, кто работает в центре. Также важно, какие команды сражаются. Если у них большая разница в силе, то более слабые будут «забиваться» противниками. Если соперники сопоставимы по уровню, то результат будет зависеть от силы духа и выносливости. Зачастую в таких боях люди падают больше от изнеможения, чем от ударов, а падение приравнивается к выходу из боя.
— Кто и как следит, чтобы во время мероприятий не было травм? Если вдруг упадёт шлем с головы воина, что тогда?
Правила включают в себя не только список разрешённых и запрещённых действий, но и нормативы, которым должны соответствовать доспехи и оружие бойцов. Там и перечень обязательных элементов защиты, и требования по аутентичности эпохе. Для оружия это массогабаритные характеристики и геометрические особенности. Никаких острых кромок, углов, зарубок и прочего. Перед каждым турниром оружие и доспехи проходят обязательную проверку у судейского комитета. В случае потери элементов защиты боец признается выведенным из боя.
— Ваши бои всегда проходят с шумной поддержкой зрителей. Родные и друзья приходят посмотреть ваши выступления?
Мама всегда смотрит, даже соседей приглашает. А вот широкому зрителю наш спорт пока ещё не настолько хорошо знаком, чтобы оценить его и болеть так, как он того заслуживает.
— Благодаря чему вам удаётся побеждать? Я видела, как ваши соперники отлетали от вас, словно щепки. Это удивительно!
Думаю, основной секрет в том, чтобы найти занятие, которое раскроет ваш потенциал. В моём случае это комбинация борцовской техники дзюдо, на которое я ходил в детстве, удачной антропометрии (я большой) и капельки страсти к этому делу.
— Я подписана на вашу группу ВКонтакте «Ярик рыцарь». Очень увлекательный контент, надо отметить. Расскажите, с какой целью вы завели такой блог, о чём ваши ролики?
«Ярик рыцарь» существует для популяризации ИСБ через создание образа конкретного бойца. Пока контент формируется по принципу «если произошло что-то интересное и было снято, то оно окажется там». Планирую делать мелкосерийные арки, посвящённые подготовке и выступлениям на турнирах, чтобы более детально раскрыть эти процессы.
— Поделитесь, где можно будет посмотреть ваши выступления в ближайшее время?
Сейчас идёт серия турниров чемпионата России по ИСБ «Меч России». В составе команды «Старые друзья» я буду сражаться во всех оставшихся турнирах сезона 2024 года, которые проходят в разных городах. Если всё удачно сложится в мире, то в следующем году в Сербии снова проведут чемпионат мира «Битва наций». Конечно, разные ролевые игры и фестивали не останутся без моего участия. Напоследок хочу сказать, что страна у нас большая, поэтому каждый может найти способ, как стать бойцом или отыскать команду земляков, чтобы за них болеть. Лично я в любом случае буду рад, если у моего любимого занятия станет больше адептов.
Материал взят с портала Media Политех