28 Апреля 2024 г. Нечетная неделя

Илья Паньков: «Я хотел бы облегчить жизнь людям»

Завершился очередной учебный год, и Политех снова провожает в большую жизнь своих выпускников. В этом дружном сообществе, как всегда, есть те, кто все шесть лет учился на одни пятёрки — «золотые выпускники». И кто-то из них каждый год удостаивается чести представлять наш университет среди лучших выпускников Санкт-Петербурга. В 2023 году это почётное звание получил выпускник ИММиТ Илья Паньков. И сегодня он — герой нашего спецпроекта «Персона».

— Илья, вы приехали учиться в Петербург из Перми. Это ваш родной город?

— В Перми находится роддом, в котором я появился на свет, поэтому формально я родился там, и даже в паспорте у меня указано: место рождения — Пермь. Однако детство я провёл в Краснокамске, там же пошёл в начальную школу и проучился до девятого класса. Краснокамск — совсем небольшой город в часе езды от Перми. За день его можно обойти вдоль и поперёк, но он весь покрыт зеленью и очень уютный, а ещё стоит на берегу одной из крупнейших рек Урала — Каме, в честь которой и получил своё название.

— В какие игры играли в детстве? Помните название книги, которую вы прочитали самостоятельно?

— Я плохо помню своё детство — только какие-то отдельные эпизоды. Я очень любил играть в конструктор, собирал дома и технику. Возможно, это увлечение вылилось в мою любовь к техническим наукам. В детстве у меня очень долгое время не было ни телефона, ни компьютера, поэтому я много читал. Но не могу вспомнить, какую именно книгу прочёл первой. Из жанров, наверно, мне всегда были ближе приключенческие романы и повести.

— А почему продолжили учиться не в Краснокамске, а в Перми?

— Когда я окончил девятый класс средней школы, стал думать, куда двигаться дальше. Я хотел в будущем получить высшее образование, и моя крёстная убедила меня, что для успешной учёбы в вузе нужны хорошие базовые знания, и посоветовала поступать в лицей. Лицей № 1 — одно из самых престижных общеобразовательных учреждений Перми. Там работают преподаватели Пермского Политеха, вместо уроков — пары (лекции и практики), вместо четвертей — семестры, которые оканчиваются сдачей зачётов и экзаменов (у нас даже были зачётные книжки). Создаётся впечатление, что ты уже учишься в вузе, и позже это здорово помогало на первых курсах университета.

— Ваша мама говорила, что вы одинаково хорошо успевали по всем предметам. Но какие всё-таки больше нравились, а на каких надо было себя заставлять?

— Конечно, мама слегка лукавит. Когда я пришёл в лицей, ощутил качественно новый уровень образования. Там выше требования преподавателей. Если в школе я мог получать пятёрки за выполнение типовых заданий по учебнику, то тут такой номер уже не прокатывал. Мне было непросто заставить себя заучивать десятки определений из лекций по обществознанию, научиться решать продвинутые задачи по химии или писать сочинения по литературе на четыре страницы. Но сложнее всех мне давалась история. Зато математика, физика и информатика нравились мне ещё со школы, и я с огромным интересом поглощал новые и новые знания. Многое из того, что преподают по этим предметам на первом курсе университета, я смог изучить, будучи лицеистом.

— Насколько я знаю, родители запрещали вам смотреть «Симпсонов». А что-то ещё запрещали? И, кстати, когда вы уехали из дома, посмотрели «Симпсонов» наконец-то?

— Мои родители, пожалуй, многое мне запрещали: долго смотреть телевизор, много сидеть за компьютером, поздно ложиться спать. Тогда, конечно, было обидно, но сейчас я понимаю, что они старались оградить меня от каких-то вредных для детского ума передач, уберечь мои глаза от перенапряжения и обеспечить мне здоровый сон. Уехав из дому, за «Симпсонов» я, признаться, так и не взялся, зато за время учёбы посмотрел много других фильмов и мультсериалов, порядочное время провёл за компьютером (в основном, правда, ради учёбы) и очень (порой даже слишком) мало спал.

— Расскажите о друзьях детства. Почему вы решили вместе ехать поступать в Петербург? Куда поступили они? Как вместе проводите свободное время?

— В школе у меня было мало друзей — сейчас я общаюсь лишь с одним из них. Зато лицей подарил мне много верных товарищей, с которыми мы неразлучны с первых дней учёбы и до сей поры. Некоторые из них остались в Перми и поступили в местные вузы, потому что их устраивал уровень образования. Однако двое решили тоже отправиться в Питер. Скорее всего, как и в моём случае, их заинтересовали образовательные программы, которых не было в пермских вузах. Ну и, конечно, нельзя не отметить, что Санкт-Петербург — один из самых красивых городов нашей страны, что, несомненно, сыграло весомую роль. Один из парней поступил в ИТМО, где занимался фотоникой, оптоинформатикой и квантовыми коммуникациями, второй — в «Горный», где изучал нефтегазовое дело. Также к нашей компании присоединился лицеист из параллельного класса — он поступил в СПбГУТ и изучал там компьютерную и сетевую безопасность. Несмотря на выбор таких разных специальностей, из года в год наша дружба только крепла. Мы регулярно гуляли вместе, посещали различные заведения и культурные места, собирались на квартире друга из ИТМО, по видеосвязи созванивались с нашими друзьями из Перми и делились последними новостями. На летних и зимних каникулах обязательно встречались всей нашей компанией в Перми, перед Новым годом вместе ходили в лицей, чтобы навестить преподавателей, а в течение года пермские ребята приезжали к нам в Питер в гости. Это было незабываемое время, и я уверен, что мы пронесём нашу дружбу через всю жизнь.

— Где вы жили в первые годы обучения в Политехе? Если в общежитии, то не было ли сложным жить в одной комнате с другими людьми, как готовили еду, удобно ли было заниматься?

— Все шесть лет учёбы в Политехе я прожил в общежитии № 14Ц, что на площади Мужества. В бакалавриате я жил в трёхместной комнате с двумя соседями: первый был моим одногруппником, а вот второй оказался тот ещё балагур... Но мы вполне уживались. В магистратуре я переехал в двухместную комнату с бывшим старостой нашей группы. Это было весёлое время взаимных подколов и шуток, но спустя год он сбежал от меня на съёмную квартиру, а я остался в комнате один. Я приехал в общежитие абсолютно безо всяких кулинарных навыков — разве что макароны смог бы сварить. Поначалу приходилось спрашивать советов у мамы или подсматривать в интернете, но в итоге я освоился, полюбил готовку и стал делать для себя разные хитрые блюда. Садился за учёбу я в основном поздним вечером и засиживался при свете настольной лампы до глубокой ночи. Ночная тишина помогала концентрироваться: мне очень мешают посторонние звуки. Единственный минус учёбы по ночам — на сон остаётся совсем мало времени.

— Ваше обучение выпало на пандемию ковида, как переносили удалёнку, самоизоляцию и прочие неудобства?

— Пандемия COVID-19 и все связанные с ней мероприятия стали большой неожиданностью для моей группы. Поначалу было тяжело всем — и преподавателям, и студентам. Но общими усилиями мы смогли наладить учебный процесс: обсуждали какие-то технические моменты, предлагали свои варианты, старались поддерживать диалог на занятиях даже через экран монитора. Как и многие другие иногородние студенты, я решил не испытывать судьбу и отправился домой к родителям. Это было отчасти мрачное время, когда было непонятно, что делать и как себя вести. Почти все первые месяцы пандемии я с младшим братом безвылазно просидел дома — только мои родители ходили на работу и за продуктами. В августе, когда всё немного стихло, я вернулся в общежитие, и при повторных вспышках уже не возвращался домой, поскольку знал, как себя обезопасить.

— Почему увлеклись именно робототехникой? Что повлияло на этот выбор?

— В лицее мне больше всего нравилось заниматься механикой, математикой и программированием. После окончания лицея я не знал точно, какой мне выбрать путь, и стал изучать существующие специальности. Среди прочих направлений я наткнулся на описание «Мехатроники и робототехники», которое мне очень понравилось. Тогда этот выбор был сделан, скорее, по наитию: что называется, «выбрал по названию». Но только сейчас я по-настоящему понимаю, насколько мне повезло. Робототехника — удивительная наука, которая стоит на пересечении многих других областей: теоретической механики и конструирования, электроники и программирования, интеллектуальных технологий и компьютерного зрения — перечислять можно долго и всё равно не охватить всех областей. Благодаря такому выбору специальности я смог попробовать себя во всех этих дисциплинах и понять, что же мне нравится больше всего. В итоге наибольший интерес у меня вызвали микропроцессорные системы, и я решил стать программистом микроконтроллеров.

— Что вам давало участие в конкурсах и олимпиадах (кроме наград)?

— В первую очередь, участие в конкурсе или олимпиаде — это потрясающая возможность проверить себя и свои знания. Сейчас многие олимпиады проводятся в дистанционном формате, и ничто не мешает попробовать себя в какой-нибудь новой и необычной области, даже не выходя из дома. Также участие в олимпиадах по тем или иным предметам позволяет расположить к себе преподавателей: в дальнейшем это может помочь на экзамене. Мне кажется, преподавателю приятно осознавать, что кто-то настолько увлёкся его предметом, что решил участвовать в олимпиаде, а кроме того, даёт ему основания полагать, что студент обладает для этого достаточными знаниями.

— 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Есть ли человек, которого вы могли бы назвать Учителем с большой буквы, кто научил вас чему-то большему, чем научная дисциплина?

— Мой любимый преподаватель, который произвёл на меня наибольшее впечатление, это Роман Роленович Хазанский. Он преподавал у меня «Организацию ЭВМ» и «Микропроцессоры», а производственную практику я проходил в его отделе под его же руководством. Это потрясающий человек, который очень много времени уделял работе со студентами, старался не просто дать нам материал, а научить, что, как и почему нужно делать, в беседах обсуждал с нами многие аспекты разработки. После завершения курса я продолжил с ним общаться в личной переписке, несколько раз ради интереса забегал на его лекции, чтобы просто послушать. Роман Роленович помогал мне советами, когда я искал работу, объяснял некоторые вещи из области разработки, которые лежат далеко за пределами учебной программы. В конце концов, с ним просто было интересно побеседовать на отвлечённые темы. Именно его я могу назвать Учителем с большой буквы и всегда буду благодарен ему за то, что он сделал для меня и других студентов.

— Во время учёбы вы занимались в каких-то студенческих объединениях?

— На первых курсах я ходил на «Что? Где? Когда?», которую проводил интеллектуальный клуб СПбПУ. Мы с одногруппниками собрали команду «Огромные боевые человекоподобные робокотятки», а я невольно стал её капитаном. Наша команда посещала тренировки клуба, участвовала в «Интеллектуаде Санкт-Петербурга», дважды побеждала в отборочной игре ИММиТ на межинститутском чемпионате СПбПУ по ЧГК. Однако это было для нас, скорее, хобби, а когда учёба стала требовать всё больше времени, мы, к своему сожалению, прекратили играть.

— Вы окончили Военный учебный центр по какой специальности? Какое у вас воинское звание?

— На третьем курсе университета я прошёл испытания и поступил на кафедру связи Военного учебного центра СПбПУ, где обучаются студенты по программе подготовки лейтенантов запаса. Нас учили работать с радиостанциями и аппаратурой уплотнения каналов связи, а также выполнять обязанности начальника связи батальона по организации связи и подготовке сопутствующих документов. После окончания бакалавриата весь наш взвод отправился летом на военные учебные сборы, где мы приняли присягу, месяц изучали тонкости солдатской жизни, а в конце прошли физические и теоретические испытания. По итогам сборов всем нам присвоили звания лейтенантов запаса.

— Как вы попали на работу в «Новые технологии телекоммуникаций»? Что вам нравится в вашей работе?

— Это был своеобразный квест, где один персонаж посылает тебя ко второму, второй — к третьему и так далее, а ты не понимаешь, что вообще происходит. Однако мне хватило сил завершить это испытание, и в качестве награды я получил работу с увлекательными задачами и интересными людьми. Я совмещал работу в НПП «НТТ» и учёбу в магистратуре, поэтому не мог работать полный рабочий день, однако сейчас собираюсь перейти на полную ставку, чтобы полностью посвятить себя разработке. Мне нравится проектирование новых устройств и реализация их функционала. По должности я инженер-программист, и в ходе разработки много взаимодействую со схемотехниками, которые проектируют электрические схемы, и другими программистами, чьи устройства обмениваются данными с моим. Это интересный процесс, на протяжении которого устройство получает физическое воплощение в виде печатной платы, в нём зарождается жизнь под действием управляющей программы микроконтроллера, и оно начинает общаться с другими узлами, посылая «привет» маленькому миру внутри изделия.

— Чему важному вас научили родители? Каким своим жизненным опытом вы бы хотели поделиться с младшим братом?

— Самое важное, что я получил от родителей, это воспитание. Они научили меня отделять достойные поступки от дурных, всегда поступать по совести, быть честным к себе и другим людям. Я бы ещё добавил, что они научили меня скромности, но, наверно, говорить об этом как-то нескромно. С младшим братом у меня небольшая разница в возрасте — всего четыре с половиной года. Я не думаю, что в данный момент обладаю каким-то значимым жизненным опытом. Возможно, ему лучше будет самому разобраться в некоторых вещах и даже «наступить на грабли», на которые нужно однажды наступить.

— Играете ли вы на каком-то музыкальном инструменте или, может быть, занимаетесь спортом?

— К сожалению, ни на одном из музыкальных инструментов я играть не умею. В детстве я немного занимался плаванием и волейболом, благодаря чему не пойду камнем ко дну и худо-бедно смогу отбить мяч. Проживая в общежитии, я длительное время посещал тренажёрный зал, чтобы хоть немного держать себя в форме. Планирую записаться в фитнес-клуб, чтобы восстановиться после перерыва, который я сделал для написания выпускной работы.

— У вас картинка с котом на странице ВК. А дома есть домашние животные?

— По правде сказать, картинка с котом у меня просто потому, что мне нравятся мемы про котов. Моя мама в штыки воспринимала все мои просьбы завести домашнее животное (кстати, ещё один запрет). Однако через несколько лет после моего отъезда, когда замаячило на горизонте поступление в вуз моего младшего брата, мама всё же решила завести кошку. Наша кошка Челси, так же, как и кот с картинки, любит лежать в самых необычных местах квартиры, с интересом наблюдая за всем происходящим.

— О чём вы мечтаете? Например, о Нобелевской премии?

— Столь амбициозных целей, как получение Нобелевской премии, я перед собой никогда не ставил. Однако у меня всё же есть, как мне кажется, сравнимая по значимости мечта: я бы хотел сделать что-нибудь важное, что помогло бы многим людям, облегчило их жизнь. И за это мне не нужно ни премий, ни орденов, ни медалей — лишь бы меня запомнили.

Екатерина Ефимова, специалист по связям с общественностью, Отдел новостного портала

Материал взят с портала Media Политех